Что такое деструктивное поведение?
Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.
Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских или психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.
Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.
Деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:
• Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.
• Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.
Когда поведение можно считать отклоняющимся, деструктивным?
Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм. Деструктивное поведение:
- плохая успеваемость;
- акты жестокости;
- употребление/злоупотребление ПАВ;
- ранний/незащищенный секс;
- проблемы с психическим здоровьем;
- суицидальные попытки;
- агрессивность;
- нежелание соблюдать социальные нормы;
- проблемы эмоционального характера;
- неспособность адекватно выражать свои чувства;
- неспособность преодолевать стресс;
- проблемы во взаимоотношениях с людьми;
- низкая самооценка.
Примеры деструктивного поведения обучающихся:
- ребенок причиняет вред другим детям, он агрессивен;
-причиняет вред самому себе;
- склонен к нарушению требований, предъявляемых в себе, детском саду и школе; - ведет себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание.
Деструктивное поведение в подростковой среде:
- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
- девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
- подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
- подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на эмоциях, депрессивные.
Агрессивное поведение (деструктивное) – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.
Ведущие признаки агрессивного поведения:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).
Деструктивное поведение имеет две основных формы:
- Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдение дисциплины, грубые проступки);
- Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).
Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается одним из основных направлений борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. Роль школы в организации профилактической деятельности трудно переоценить. Особенно остро проблема профилактики стоит в наши дни, когда специалисты отмечают серьёзные проблемы в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Она, в свою очередь, обуславливает такие факты поведения, как уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является, безусловно, поиск путей снижения числа преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Нельзя забывать о том, что криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с правильными твердыми жизненными установками.
Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей «групп риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков. Произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Профилактика деструктивного поведения: влияние образовательной организации на личность ребёнка
Дети школьного возраста в наибольшей степени восприимчивы к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию и воспитанию. Именно поэтому ключевую роль в становлении личности ребёнка играют семья и образование. Хочется рассказать в этой статье о том, как образовательная организация влияет на формирование личных качеств и ценностей обучающихся и как проводится профилактическая работа с детьми и родителями.
Влияние образовательной организации на формирование личности ребёнка с точки зрения профилактики девиантного поведения
Школа стремится воспитать личность, устойчивую к влиянию неблагоприятных девиантогенных факторов среды. Эта работа направлена на формирование морально-нравственных норм и правильных ценностей: ориентации, связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью человека, в области социального взаимодействия и личностного развития, в том числе ценности труда, знаний, творчества и саморазвития. Важно, чтобы личность была законопослушной не из-за страха перед наказанием, а вследствие понимания справедливости и необходимости установленных правил для жизни человечества.
Работа по профилактике девиантного поведения среди школьников Работа специалистов
Используется трёхуровневая модель профилактической работы. Первичная профилактика охватывает всех обучающихся. Прежде всего, школьное воспитание связано с формированием комфортной и безопасной образовательной среды с высоким уровнем физического и психологического благополучия учащихся. Первичная профилактика – задача всего педагогического коллектива. Важнейшим звеном воспитательной работы в школе является классный руководитель, который ежедневно общается с учащимися, знаком с каждой семьёй, осведомлён о складывающейся в детском коллективе ситуации. Важно, чтобы педагоги следовали духовно-нравственным ценностям и установкам, были позитивным примером для своих учеников.
Вторичный уровень – профилактическая работа с отдельными категориями группы риска. В эту группу входят школьники со сложностями в обучении и развитии, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, из неблагополучных семей. Выявление и сопровождение таких обучающихся является основной задачей педагога-психолога и социального педагога.
При проявлении девиантного поведения, например, совершении правонарушений, обучающиеся могут быть поставлены на внутришкольный учёт; в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этом случае уже задействован уровень третичной профилактики, когда ведётся индивидуальная работа по устранению неблагоприятных факторов и условий, коррекции и реабилитации личности правонарушителя. Большую роль в профилактической деятельности на всех уровнях играет служба школьной медиации (примирения), цель которой – урегулирование конфликтов с помощью медиативно-восстановительных технологий.
Количество школьников входящих в группу риска
Количество обучающихся группы риска в классах колеблется в пределах от 0 до 6 человек, но чаще всего это 2 обучающихся. Данный параметр будет очень отличаться в разных классах в зависимости от ряда условий. В первую очередь, играет роль уровень физического и психического здоровья, а также социального благополучия в том населенном пункте или районе города, где проживает ребёнок и в какой семье он проживает. Средний уровень культуры и образования населения, количество семей, находящихся в социально опасном положении, показатели безработицы, алкоголизма, наркомании – всё это имеет значение.
Влияние детей с девиантным поведением на психологический климат в школьном коллективе
Возможны две ситуации: либо дети с девиантным поведением влияют на психологический климат в классе, либо сам коллектив положительно воздействует на этих учащихся. Чтобы оценить степень возможного негативного влияния на подростковую тренинговую группу, педагог-психолог учитывает уровень стойкости отклоняющихся убеждений, полученный школьником девиантный опыт, его личностные особенности, например, наличие или отсутствие лидерских качеств. Также оценивается и степень возможного влияния коллектива на личность. Если группа учащихся обладает правильными ценностями, позитивными моделями коммуникации, сильным лидером, опытом волонтёрской деятельности и других общественно полезных дел, то, скорее всего, психологический климат радикально не пострадает. Такой коллектив, действительно, может корректировать девиантное поведение подростка. Конформизм и идентификация – эти механизмы работают у каждого человека, поэтому такой способ профилактической работы успешно используется в образовательных организациях.
Особенности личности учащегося, влияющие на возможность развития девиантного поведения. Деятельность специалистов осуществляющих профилактическую в этом ключе специалисты.
Личностные особенности, которые являются фактором риска развития девиантного поведения, могут быть как врождёнными, так и быть следствием нарушений социальной ситуации развития, педагогической запущенности. К врождённым чертам относят ригидность, возбудимость, импульсивность, низкую выносливость и работоспособность, чрезмерную или, напротив, недостаточную активность, органические и функциональные нарушения ЦНС, другие расстройства психики. Повлиять на данные конституционально-биологические черты не может ни педагог, ни психолог. Поэтому ребёнок своевременно должен направляться на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), получать при необходимости медицинскую помощь.
Вовлечение в профилактическую работу родителей
Самым главным направлением работы любой образовательной организации с родителями является просвещение по вопросам педагогики и психологии. Именно незнание зачастую приводит к фатальным воспитательным ошибкам со стороны взрослых. В то же время важно информировать родителей о телефонах доверия, службах и специалистах по оказанию помощи подросткам с признаками отклоняющегося поведения, находящимся в кризисных ситуациях. В настоящее время, помимо традиционных собраний и консультаций, распространены такие формы работы, как родительские встречи, индивидуальные консультации с родителями, совместно с детьми, конференции.
Предпринимаемые меры образовательной организации от внешнего негативного влияния и различных угроз обучающихся
Образовательная организация, как и ответственные родители, стремится уберечь ребёнка от физических опасностей, угроз психическому развитию и нормальной социализации. Для этого в общеобразовательных организациях должны быть разработаны и внедрены режимы антитеррористической защиты, алгоритмы действий специалистов в чрезвычайных ситуациях. Также выработаны меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, стремимся повысить уровень психологической безопасности.
В то же время нужно понимать, что школа не является изолированной от остального мира средой и значительную часть времени ребёнок проводит вне её стен. Поэтому самое важное – это научить детей и подростков самостоятельно распознавать угрозы и защищаться. Совместная задача родителей и педагогического коллектива образовательной организации состоит в развитии у несовершеннолетних умения противостоять чужому влиянию, выявлять манипулятивные приёмы, пропагандирующие девиантное поведение и потребительские ценности, относиться осознанно и ответственно к собственному выбору при столкновении с любыми угрозами.