МАОУ Центр образования №47
г. Иркутск
  • Безопасность учеников

    Обеспечение антитеррористической безопасности в школе

    Изображение безопасность учеников.

    Терроризм – это противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в этих целях. 

    Террор как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально-психологического устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества.

    Проблема борьбы с терроризмом не теряет своей актуальности. Она напоминает о себе во многих уголках мира. И люди вынуждены принимать факт существования этого жестокого и отвратительного явления. Приходится его учитывать и нам.

    Направляя свои удары против органов государственной власти, террористы делают это посредством насилия над мирными гражданами. И это не случайно: атмосферу страха можно создать, угрожая тем, кто живет спокойной жизнью, не предполагая, что уже стал мишенью. Цель террористов — напряженность и паника, использовать всеобщий страх и оказать давление на власть, даже захватить ее. Своими кровавыми действиями они вызывают естественную реакцию нормального человека на угрозу его жизни, здоровью, благополучию. Человек боится и невольно совершает действия, выгодные террористам. Используя это, бандиты давят на власть, шантажируя ее и пытаясь вымогать желаемое. Вот почему необходимо понимать, что лучшее оружие против террора — не создавать условий для успеха тем, кто его осуществляет. Для этого необходимо понимать мотивы действий террористов, инструменты, которые они используют для достижения своих целей. И самое главное — необходимо представлять, что зависит от каждого гражданина в борьбе с этим явлением, какой образ поведения в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях может выбить почву из-под ног тех, кто сеет смерть, разрушения и панику. Рано или поздно, террор будет побежден. Об этом свидетельствует и растущее во всем мире негативное отношение граждан к террору и террористам.

    Правовая информация

    Найдено: 7

    Документы

    Телефоны экстренных служб

    Полиция- 02, 35-01-01;

    Пожарная служба- 01;

    Скорая помощь- 03;

    Газовая служба- 04;

    Дежурный УВД г. Иркутска- 33-42-78, 21-68-05;

    Октябрьский РОВД- 20-96-25;

    Дежурный РУ ФСБ по Ирк. обл.-  34-16-36;

    Дежурный Управления по г. Иркутску ГУ МЧС России по Иркутской области- 24-27-10;

    Департамент образования г. Иркутска- 52-01-71

    Методические рекомендации

    Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет   https://ncpti.su/

    Сайт Минпросвещения России – Раздел «Противодействие терроризму и его идеологии» https://edu.gov.ru/activity/main_activities/general_edu/bezopasnost

    Национальный антитеррористический комитет http://nac.gov.ru/

    Сайт Федеральной службы безопасности Российской Федерации http://www.fsb.ru/

    Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации https://map.ncpti.ru  

    Антитеррористическая комиссия в Иркутской области https://irkobl.ru/authorities/commission/antiterror/

    Профилактика деструктивных проявлений в образовательной среде

    Что такое деструктивное поведение?

    Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.

    Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских или психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

    Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

    Деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:

    • Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.

    • Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.

    Когда поведение можно считать отклоняющимся, деструктивным?

    Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм. Деструктивное поведение:

    - плохая успеваемость;

    - акты жестокости;

    - употребление/злоупотребление ПАВ;

    - ранний/незащищенный секс;

    - проблемы с психическим здоровьем;

    - суицидальные попытки;

    - агрессивность;

    - нежелание соблюдать социальные нормы;

    - проблемы эмоционального характера;

    - неспособность адекватно выражать свои чувства;

    - неспособность преодолевать стресс;

    - проблемы во взаимоотношениях с людьми;Хочу такой сайт

    - низкая самооценка.

    Примеры деструктивного поведения обучающихся:

    - ребенок причиняет вред другим детям, он агрессивен;

    -причиняет вред самому себе;

    - склонен к нарушению требований, предъявляемых в себе, детском саду и школе; - ведет себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание.

    Деструктивное поведение в подростковой среде:

    - подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;

    - девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

    - подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

    - подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на эмоциях, депрессивные.

    Агрессивное поведение (деструктивное) – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

    Ведущие признаки агрессивного поведения:

    - выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

    - тенденция к разрушению;

    - направленность на причинение вреда окружающим людям;

    - склонность к насилию (причинению боли).

    Деструктивное поведение имеет две основных формы:

    1. Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдение дисциплины, грубые проступки);
    2. Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

    Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается одним из основных направлений борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. Роль школы в организации профилактической деятельности трудно переоценить. Особенно остро проблема профилактики стоит в наши дни, когда специалисты отмечают серьёзные проблемы в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Она, в свою очередь, обуславливает такие факты поведения, как уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является, безусловно, поиск путей снижения числа преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики.

    Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Нельзя забывать о том, что криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

    Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с правильными твердыми жизненными установками.

    Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей «групп риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков. Произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

    Профилактика деструктивного поведения: влияние образовательной организации на личность ребёнка

    Дети школьного возраста в наибольшей степени восприимчивы к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию и воспитанию. Именно поэтому ключевую роль в становлении личности ребёнка играют семья и образование.  Хочется рассказать в этой статье о том, как образовательная организация влияет на формирование личных качеств и ценностей обучающихся и как проводится профилактическая работа с детьми и родителями.

    Влияние образовательной организации на формирование личности ребёнка с точки зрения профилактики девиантного поведения

     Школа стремится воспитать личность, устойчивую к влиянию неблагоприятных девиантогенных факторов среды. Эта работа направлена на формирование морально-нравственных норм и правильных ценностей: ориентации, связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью человека, в области социального взаимодействия и личностного развития, в том числе ценности труда, знаний, творчества и саморазвития. Важно, чтобы личность была законопослушной не из-за страха перед наказанием, а вследствие понимания справедливости и необходимости установленных правил для жизни человечества.

    Работа по профилактике девиантного поведения среди школьников Работа специалистов

    Используется трёхуровневая модель профилактической работы. Первичная профилактика охватывает всех обучающихся. Прежде всего, школьное воспитание связано с формированием комфортной и безопасной образовательной среды с высоким уровнем физического и психологического благополучия учащихся. Первичная профилактика – задача всего педагогического коллектива. Важнейшим звеном воспитательной работы в школе является классный руководитель, который ежедневно общается с учащимися, знаком с каждой семьёй, осведомлён о складывающейся в детском коллективе ситуации. Важно, чтобы педагоги следовали духовно-нравственным ценностям и установкам, были позитивным примером для своих учеников.

    Вторичный уровень – профилактическая работа с отдельными категориями группы риска. В эту группу входят школьники со сложностями в обучении и развитии, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, из неблагополучных семей. Выявление и сопровождение таких обучающихся является основной задачей педагога-психолога и социального педагога.

    При проявлении девиантного поведения, например, совершении правонарушений, обучающиеся могут быть поставлены на внутришкольный учёт; в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В этом случае уже задействован уровень третичной профилактики, когда ведётся индивидуальная работа по устранению неблагоприятных факторов и условий, коррекции и реабилитации личности правонарушителя. Большую роль в профилактической деятельности на всех уровнях играет служба школьной медиации (примирения), цель которой – урегулирование конфликтов с помощью медиативно-восстановительных технологий.

    Количество школьников входящих в группу риска

    Количество обучающихся группы риска в классах колеблется в пределах от 0 до 6 человек, но чаще всего это 2 обучающихся. Данный параметр будет очень отличаться в разных классах в зависимости от ряда условий. В первую очередь, играет роль уровень физического и психического здоровья, а также социального благополучия в том населенном пункте или районе города, где проживает ребёнок и в какой семье он проживает. Средний уровень культуры и образования населения, количество семей, находящихся в социально опасном положении, показатели безработицы, алкоголизма, наркомании – всё это имеет значение.

    Влияние детей с девиантным поведением на психологический климат в школьном коллективе

    Возможны две ситуации: либо дети с девиантным поведением влияют на психологический климат в классе, либо сам коллектив положительно воздействует на этих учащихся. Чтобы оценить степень возможного негативного влияния на подростковую тренинговую группу, педагог-психолог учитывает уровень стойкости отклоняющихся убеждений, полученный школьником девиантный опыт, его личностные особенности, например, наличие или отсутствие лидерских качеств. Также оценивается и степень возможного влияния коллектива на личность. Если группа учащихся обладает правильными ценностями, позитивными моделями коммуникации, сильным лидером, опытом волонтёрской деятельности и других общественно полезных дел, то, скорее всего, психологический климат радикально не пострадает. Такой коллектив, действительно, может корректировать девиантное поведение подростка. Конформизм и идентификация – эти механизмы работают у каждого человека, поэтому такой способ профилактической работы успешно используется в образовательных организациях.

    Особенности личности учащегося, влияющие на возможность развития девиантного поведения. Деятельность специалистов осуществляющих профилактическую в этом ключе специалисты.

    Личностные особенности, которые являются фактором риска развития девиантного поведения, могут быть как врождёнными, так и быть следствием нарушений социальной ситуации развития, педагогической запущенности. К врождённым чертам относят ригидность, возбудимость, импульсивность, низкую выносливость и работоспособность, чрезмерную или, напротив, недостаточную активность, органические и функциональные нарушения ЦНС, другие расстройства психики. Повлиять на данные конституционально-биологические черты не может ни педагог, ни психолог. Поэтому ребёнок своевременно должен направляться на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), получать при необходимости медицинскую помощь.

    Вовлечение  в профилактическую работу родителей

    Самым главным направлением работы любой образовательной организации с родителями является просвещение по вопросам педагогики и психологии. Именно незнание зачастую приводит к фатальным воспитательным ошибкам со стороны взрослых. В то же время важно информировать родителей о телефонах доверия, службах и специалистах по оказанию помощи подросткам с признаками отклоняющегося поведения, находящимся в кризисных ситуациях. В настоящее время, помимо традиционных собраний и консультаций, распространены такие формы работы, как родительские встречи, индивидуальные консультации с родителями, совместно с детьми, конференции.  

    Предпринимаемые меры образовательной организации от внешнего негативного влияния и различных угроз обучающихся

    Образовательная организация, как и ответственные родители, стремится уберечь ребёнка от физических опасностей, угроз психическому развитию и нормальной социализации. Для этого в общеобразовательных организациях должны быть разработаны и внедрены режимы антитеррористической защиты, алгоритмы действий специалистов в чрезвычайных ситуациях. Также выработаны меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, стремимся повысить уровень психологической безопасности.

    В то же время нужно понимать, что школа не является изолированной от остального мира средой и значительную часть времени ребёнок проводит вне её стен. Поэтому самое важное – это научить детей и подростков самостоятельно распознавать угрозы и защищаться. Совместная задача родителей и педагогического коллектива образовательной организации состоит в развитии у несовершеннолетних умения противостоять чужому влиянию, выявлять манипулятивные приёмы, пропагандирующие девиантное поведение и потребительские ценности, относиться осознанно и ответственно к собственному выбору при столкновении с любыми угрозами.

    Полезные ссылки

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике